вторник, 15 июля 2014 г.

Ключевой исследовательский вопрос


    Одним из центральных элементов ремесла полевого исследователя является умение на этапе замысла своего исследования сформулировать ключевой исследовательский вопрос (КИВ). Довольно часто за «длинным столом» возникает дискуссия на тему «зачем в качественном исследовании на этапе замысла так много времени и сил уделять КИВу, ведь наши методы «мягкие», т. е. мы можем формулировать вопросы в процессе исследования, по обстановке. Не приведет ли тщательная подготовка к «полю» к заданности, предвзятости, «ограниченности интеллектуального маневра» и прочих грехах субъективизма?
    Не буду повторять свои соображения на этот счет, изложенные ранее, где говорилось о двух случаях, где идея «идти в поле с чистого листа» , по принципу «война план покажет», может быть продуктивна. Здесь речь идет о «школе», т. е. об азах ремесла полевого исследователя, поэтому необходимость КИВа мы обосновываем, исходя из пяти простых идей:
  1. Задав неправильный вопрос, рискуешь получить неправильный ответ.
  2. КИВ лучше всего тестирует понимание исследователем сути проблемы «до поля».
  3. КИВ и первичные гипотезы ответов на него — отправная точка любого исследования, организующая процесс сбора фактов в полевой работе.
  4. КИВ — помогает четко определить цель исследования, а гибкость нужна в процессе ее достижения, т. е. в решении задач.
  5. Удачный выбор КИВа — умение, которое может сформироваться только учением и практикой с ее пробами и ошибками.

Правила поиска и формулировки КИВа на этапе замысла исследования для формирования навыка задавать правильные вопросы1


  1. КИВ должен быть записанным в разных вариантах для выбора лучшего из них. Все варианты д.б. занесены в протокол исследования. Не записанные вопросы и цели исследования остаются пустыми намерениями и желаниями.
  2. КИВ, крайне желательно, должен содержать парадокс, то что не возможно объяснить с т.з здравого смысла и тривиальных толкований и известных вам теорий и знаний, систем ценностей из убеждений и верований.
  3. КИВ должен быть четко и кратко сформулированным, если КИВ сложный и длинный, разделите его на 2 или три.
  4. КИВ д.б. Однозначно понятен для чего он задается, т. е. предполагать конкретный ответ и понятный результат
  5. КИВ должен «зацеплять вас интеллектуально и эмоционально», т. е. вас это должно тревожить тем, что «я не знаю правильного ответа», что вопрос обращен к тому, что «не укладывается в мои представления и мне очень хочется это узнать, это любопытно, «я не понимаю и мне надо понять», непонимание этого меня раздражает и заводит, злит». КИВ должен пробудить желание, страсть к поиску, т. е. сделать исследование интересным.
  6. КИВ д.б. реальным для поиска. Если найти ответ кажется не реальным, то включается механизм самоограничения. Это не возможно, слишком трудно и т.п. нужно сделать шаг назад. От того, что « я не понимаю, как закоренелый преступник может исправиться» к тому, что «я не понимаю, что реально могут сделать существующие институты (церковь, семья, соц. обеспечение)». Ответив на него вы сможете сделать следующий шаг. Это нужно, чтобы преодолеть страх риска подставиться и «облажаться» в глазах референтных групп. Это редкая способность позволить себе остаться самим собой перед лицом интеллектуального вызова (признаться себе, что компетентности не пока недостаточно)). Редкая потому, что большинство тех, кто остался самими собой, так никем и не стал, потому что был самодовольным и не развивался.

Тренажер для разработки КИВа


В течении не более 3 мин кратко дайте ответ на каждый вопрос:
  1. О чем ваш умный, понятный содержательный вопрос, что вы хотите узнать?
  2. Кто вам может помочь найти ответ на ваш вопрос в первую очередь и где?
  3. Кто эти люди, где они находятся? Зарисуйте как они отнесутся к вашему вопросу?
  4.  Какие ваши интересы отражает ваш вопрос? 
  5.  Какой ответ вы ожидаете услышать? 
  6.  Какой ответ вы не ожидаете услышать? 
  7. Какие в идеале представляете формы вознаграждения за полный и точный ответ на ваш вопрос? (Например, успешное выступление и признание коллег, статья, книга, защита, деньги должность).        
      Для проверки КИВа на наличие в нем перечисленных основных его признаков разработана процедура, которая называется «ежиный тест», но она предназначена для групповой     работы за «длинным столом» (не менее 4-х участников).


1 Из упражнений и тренажеров формирования навыков полевой работы методом «длинного стола» Школы -студии полевого исследователя Ильи Штейнберга 

Комментариев нет:

Отправить комментарий