среда, 28 февраля 2018 г.

"Переквалификант" в интервью

Из транскрипта интервью в заводском цеху

И - Здравствуйте, а Вы кем здесь работаете?
Р. - На токарных я......
И.- А, Вы токарь, слесарь? Это должно быть безумно интересно! Все эти ваши рашпили, керны, штихели, фланцевые притирки, резьба под муфту, стопарение калибровочным шпунтом!!! Знаете, я в этом ничего не понимаю.
Р.- ????? (Респондент нецензурно  восхитился)
И.- Девушка, извините, работы много, я уж пойду......

Инструкция для интервьюера содержала требование «при подготовки к интервью надо изучить основные термины профессии  респондента, чтобы найти общий язык, понимать смысл ответа....».
Добросовестная студентка соцфака  основательно подготовилась к этому интервью, но респондент кинулся от неё как заяц от гончей.

Коллеги, считайте , что это была шутка))))
Тема «переквалификантов» в интервью, особенно, экспертных, мне встречалась редко. Обычно, все наооборот, отмечают недостаток знаний терминологии, сленга и проч. Больше внимания уделяется ситуации, когда интервьюер для облегчения входа в поле пытается «косить под своего». Не хочу рассказывать анекдоты из практики, когда неудачные «легенды» кончались «провалом», потому что попытки продемонстрировать свою причастность к молодежным субкультурам, различным профессиональным группам   и опыту, которого не было, разоблачались на раз. Понятно, что интервьюер не хочет выглядеть уж совсем «бараном» в  глазах респондента, но как найти ту грань, где «эксперт» считает, что ты «не в теме» и пользуется этим в своих интересах, а с другой стороны не напугать своей «компетенцией»  и неожиданной осведомленностью в специфике вопроса?  Доводилось попадать в ситуации, где респондент после моего уточняющего вопроса спрашивал, «а вы, собственно кто, меня попросили поговорить с социологом, а вы,  похоже .....?» 
У меня есть пару соображений на этот счёт (в этом блоге есть текст про ловушки для интервьеров,  см, кому интересно). Может статься, что  для большинства интервьюеров это надуманная проблема, но для тех, кто занимается экспертными интервью д.б. актуально.

Комментариев нет:

Отправить комментарий